.
10rebenok-idet-v-shkolu1

Ребенок должен быть защищен от инфекций, которые особенно актуальны в возрасте 5-7 лет и могут нанести значительный урон здоровью ребенка.

К таковым относятся:

    • ветряная оспа
    • пневмококковая инфекция
    • грипп
    • гемофильная инфекция

Собираемся в школу

Ребенок идет в школу, это праздник всей семьи – малыш становится взрослым и мы с энтузиазмом покупаем форму, рюкзак, тетради и пенал, цветы для первого учителя. Но праздник 1 сентября отшумел, а дальше начинается рабочая жизнь. Ребенок, который вчера еще только играл, а занятия могли быть в любой момент отменены, попадает в ситуацию ежедневного тяжелого труда, в который вовлечена и вся семья. Нужно каждый день идти в школу, заниматься весь день, а вечером сделать уроки, и так всю неделю, да и в выходные остается куча недоделанных заданий.

Таким образом, наше любимое и ненаглядное дитя, и мы вместе с ним, в стрессе. Надо вспомнить, что под стрессом Ганс Селье (отец этого учения) понимал развитие адаптационного синдрома в ответ на сильные раздражители, а адаптация имеет не только психологическую и социальную составляющие, но и, в первую очередь, физиологическую.

Физиологическая адаптация это способность организма компенсировать физические, психоэмоциональные нагрузки и противостоять тем инфекциям, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в большом коллективе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе разделяют на несколько этапов.

Первый — напряжение практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и «в долг берет».
Второй — неустойчивое приспособление, «цена» снижается, буря начинает затихать.
Третий этап — период относительно устойчивого приспособления.

Длительность физиологической адаптации различна у разных детей, в среднем от 3 до 6 мес., к сожалению, есть дети, которые не адаптируются к школе значительно дольше. Основным показателем физиологической адаптации ребенка является частота и тяжесть острых заболеваний и обострение тех хронических процессов, которые к этому времени у ребенка сформировались. Кроме того малыш попадает в огромный коллектив, это не только класс, это вся школа – переменки, столовая, гардероб, туалет, где сталкиваются и пересекаются сотни детей разного возраста.

Длительность пребывания в помещении, коллективные игры, совместный отдых на внешкольных мероприятиях. Да и как бы школу не убирали, конечно, пыли и грязи не в пример больше, чем в детском саду. Вот и условия для реализации стресса в инфекционные заболевания. Поэтому очень многие родители жалуются – пошел в школу и начал непрерывно болеть. Особенно сложно приходится тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад, т.е. совсем практически не встречались с возбудителями инфекционных заболеваний, не тренировали иммунную систему. Скученность, близость контактов – все эти факторы способствуют высокой инфицированности детей различными микробами и поддерживают высокий уровень заболеваемости. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста показал, что заболеваемость в этой группе за последнее десятилетие увеличился более чем в два раза.

Самой частой инфекционной патологией являются острые респираторные заболевания (ОРЗ). Вне эпидемического подъема вирусных инфекций, более 50% острых респираторных заболеваний в организованных детских коллективах вызваны бактерией — пневмококком (Streptococcus pneumoniae).

Проявления пневмококковой инфекции очень разнообразны – от обычного «желто-зеленого» насморка, кашля, ангины, отита (воспаления уха), бронхита, гайморита и других заболеваний пазух носа, воспаления аденоидов, до пневмонии, а в редких случаях даже менингита (воспаления мозговых оболочек). Наиболее подвержены пневмококковым инфекциям дети с хроническими заболеваниями носоглотки, дыхательных путей, почек и сердечно-сосудистой системы. От этой инфекции есть прививка, которую можно сделать по желанию родителей на коммерческой основе, а в некоторых регионах России, где регионы закупают пневмококковые вакцины, и в поликлинике.

В период подъема заболеваний вирусными инфекциями наиболее грозным является грипп, который отличается от всех остальных ОРВИ тем, что никогда не начинается с кашля и насморка, его первые симптомы – высокая температура, головная боль, «ломота», сонливость или возбуждение, так как этот вирус поражает нервную систему. И только через 2-3 дня появляются кашель и насморк. Для тяжелого гриппа очень характерно присоединение уже упомянутого пневмококка и появления тяжелых пневмоний. Во всем мире описаны смертельные исходы от пневмококковых пневмоний у гриппозных больных. Поэтому во всем мире считают, что школьников необходимо вакцинировать от гриппа.

Нужно понимать, что школа – коллектив, где инфекция распространяется, как пламя при пожаре, если дети в большинстве своем не защищены от инфекций, т.е. не привиты. Поэтому, в школе становятся особенно опасны инфекции с высокой заразностью, такие, как корь, краснуха, свинка (паротит), ветряная оспа. Но, если от первых трех дети в большинстве своем привиты планово до школы в 1 год и в 6 лет, то прививка от ветряной оспы не входит в календарь прививок и сделать ее можно только самостоятельно, за свой счет. Обычно ветряная оспа расценивается, как легкая инфекция, но, к сожалению, тяжесть этого заболевания увеличивается с возрастом, оно может осложняться пневмониями, поражениями глаз и поражением мозга – энцефалитом. Особенно тяжело болеют подростки, а в младшем возрасте — дети с аллергией в анамнезе и с проблемами иммунитета

Есть еще одна инфекция, от которой целесообразно защитить своего ребенка идущего в школу – это болезнь «грязных рук» — гепатит А. Все дети имеют разные гигиенические навыки, в школе они впервые самостоятельно начинают пользоваться общественной столовой и общественными туалетами и это определяет повышение риска развития кишечных инфекций, к которым относится гепатит А.

Таким образом, собирая малыша в школу, покупая ему все необходимое, обдумывая давать ли с собой мобильный телефон, желательно вспомнить и о том, чтобы предохранить его от инфекций. А для этого продумать режим дня, высвободить время для прогулок, отдыха, регулярно и полноценно кормить ребенка. И обязательно проверить сделаны ли все необходимые возрастные прививки, ревакцинация в 6 лет против кори, свинки (эпидемического паротита), краснухи, в 7 лет против дифтерии и столбняка, провести реакцию Манту, чтобы удостоверится, что малыш защищен от туберкулеза, а также дополнительно защитить его пневмококковых инфекций, гепатита А, ветряной оспы, гриппа. Со временем, когда ребенок из младшей школы перейдет в среднюю и старшую возникнут новые заботы, и появятся другие проблемы, связанные с инфекциями, не забудьте тогда еще раз подумать о прививках и защитить от них уже подросшего человека.

Пусть школа принесет радость и ребенку и всей семье, а уменьшение риска инфекций будет одним из условий для этого.

С.М. Харит, ФГУ НИИДИ ФМБА РОССИИ

Подготовка ребенка к школе с позиции профилактики инфекционных заболеваний

В семье грядут большие перемены! Ваш малыш вырос и готовится подняться на новую общественную ступень, готовится к школе. Как для ребенка, так и для родителей это один из самых важных жизненных этапов. Постарайтесь уделить подготовке к школе необходимое время, сделайте все от вас зависящее!

Следует учесть, что комплексная подготовка детей к школе определяется не только обучением различным навыкам и умениям, которые помогают овладеть школьными предметами: чтение, письмо и счет. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих поддержание здоровья детей, профилактику заболеваний, что крайне важно в период адаптации к школьному распорядку и свалившимся на малыша нагрузкам. Во многом, успех обучения и благоприятная адаптация зависят от того, насколько регулярно ребенок посещает школу. К сожалению, дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, часто болеют. Поэтому частые заболевания выбивают первоклашку из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять одноклассников. Ребенок, пропустивший занятия даже в том случае, если он прилежный ученик, может потерять веру в свои силы. Поэтому, исключительно большое значение для обеспечения готовности ребенка к школе имеет состояние его здоровья.

Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад, в т.ч. с той позиции, что они не встречались должным образом с возбудителями инфекционных заболеваний, не тренировали иммунную систему. Они впервые попадают в коллектив, где сталкиваются с носителями болезнетворных микроорганизмов и каждый из них является источником заболеваний для других. Скученность, близость контактов и длительность пребывания в помещении, коллективные игры, совместный отдых на внешкольных мероприятиях – все эти факторы способствуют высокой инфицированности детей различными микробами и поддерживают высокий уровень заболеваемости. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что уровень заболеваемости в этой группе за последнее десятилетие увеличился более чем в два раза [Онищенко Г.Г., 2007].

Самой частой инфекционной патологией у детей являются острые респираторные заболевания (ОРЗ). Особенно высока заболеваемость во вновь  сформированных коллективах. В течение первых 2—3 мес. до 80% детей переносят инфекции верхних дыхательных путей. По данным многочисленных исследований более 50% острых респираторных заболеваний в организованных детских коллективах вызваны таким патогенным микроорганизмом как пневмококк (Streptococcus pneumoniae). У детей с ослабленным иммунитетом пневмококковая инфекция часто осложняется пневмонией. Установлено, что более 80% внебольничных воспалений легких среди детей от полугода до шестилетнего возраста вызваны пневмококками. Вывод – необходима вакцинация.

Пневмококковая инфекция характеризуетсязаболеваниями ушей (отиты), легких (пневмонии), других органов, заражением крови (сепсис), поражает мозговые оболочки (менингит). Иммунизация рекомендуется: детям, посещающим детские сады и готовящимся к школе, детям первых лет жизни. Кроме того, воспитанникам учреждений постоянного пребывания; детям и взрослым с хроническими заболеваниями легких, сахарным диабетом, людям с удаленной селезенкой, при онкологических заболеваниях, хронической почечной патологии, ВИЧ инфекции. Вакцинация показана часто болеющим, детям с увеличением аденоидов, с бронхолегочной патологией, с повторными заболеваниями ЛОР-органов, инфицированным туберкулезом.

В России применяют две пневмококковые вакцины.
Вакцина Пневмо 23 (Санофи Пастер, Франция) — полисахаридная, содержит 23 типа пневмококка, применяется с возраста 24 мес. — однократно, детям и взрослым с нарушениями системы иммунитета показано повторное введение через 3-5 лет.
Вакцина Превенар – 7-валентная конъюгированная вакцина (Пфайзер, США), вводится младенцам начиная с возраста 2 месяцев по соответствующей схеме.

Кроме этого, перед поступлением в школу мы можете дополнительно к обычным прививкам против дифтерии, столбняка, кори, краснухи и паротита защитить своего ребенка от таких инфекционных заболеваний, как ветряная оспа, гепатит А, к летнему сезону против клещевого энцефалита (тяжелое часто инвалидизирующее заболевание), а более взрослых девочек- от вируса паппиломы человека, вызывающего рак шейки матки. Ежегодно всем детям рекомендуется вакцинация против гриппа.

Ребенок должен быть защищен от всего, от чего может быть защищен (ВОЗ).

Рулева А.А., м.н.с. отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГУ «НИИ детских инфекций ФМБА России»



2002-2017 © Многопрофильная клиника «Медионика»

Правовая информация

Москва, Ходынский бульвар, д. 5, корп. 4

(495) 7777-106

9:00 – 21:00